"Не слово, а несчастье есть учитель глупцов"
-Демокрит Абдерский

✒ Практика 2015 по обжалованию приказа о налоговой проверки

Постановление ВСУ от 27.01.2015 г. по делу № 21-425а14 координально изменило позиции административных судов, может быть, - фискальных органов по отношении к правильности оформления начала проверки. После вступление в действие Налогового кодекса Украины, считалось, что приказ о назначении проверки налоговой инспекции не имеет отношении к сути самой проверки и правильность его составления не являлась предметом судебной проверки, главное, чтобы этот приказ вообще был. Этому свидетельство ряд решений судов кассационной инстанции.
Основанием для последних правильных решений судов об отмене решений налоговой инспекции по результатам проверок явилась норма п. 79.2 ст. 79 НКУ, которая была дополнена ЗУ от 24.05.2012 г. № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм», которая содержит следующую норму: «Выполнение условий этой статьи предоставляет должностным лицам контролирующего органа право начать проведение документальной не выездной проверки».
Верховным судом Украины определено следующее:
«Это дополнение не меняет регулирования, оно уточняет действительное содержание предыдущей нормы. Право плательщика налогов обжаловать решение контролирующего органа о проведении проверки в отношении него не зависит от вида такой. Реализация такого права при отсутствии обязанности у контролирующего органа уведомлять о проверке до ее проведения была бы невозможной. Кроме того, несмотря на провозглашенную подпунктом 79.3 статьи 79 НК необязательность присутствия плательщика налогов во время проведения документальных не выездных проверок, судом определено, что последний имеет право присутствовать. Такой вывод соответствует содержанию норм п.п. 17.1.6 п. 17.1 статьи 17 НКУ.»
Нормами НК Украины, с соблюдением баланса публичных и частных интересов, установлены условия и порядок принятия контролирующими органами решений о проведении проверок, в частности документальных внеплановых не выездных. Только их соблюдение может быть надлежащим основанием приказа о проведении проверки. С приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и место проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленным законом способом до ее начала. Невыполнение требований п.п. 78.1.1* п. 78.1 с. 78 и п. 79.2 ст. 79 НКУ приводит к признанию проверки незаконной и отсутствия правовых последствий таковой.

*Подпунктом 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 НКУ определено, что решение о проведение проверки должны быть принято компетентным органом в соответствии с законом.
Представление интересов по налоговым делам
Подать иск в суд на решения налоговой обжаловать приказы, акты, уведомления, административные протоколы налоговой

Примером применения этой позиции стало определение Высшего административного суда Украины от 11.11.2015 г. по делу № 815/1224/15. Этим решением суда, которым отказано в удовлетворении кассационной жалобы налоговой инспекции, более предметно определена административно-правовая суть налоговых проверок, а у юристов и адвокатов появилась еще одна мотивировка для того чтобы успешно осуществлять обжалование решения налоговой инспекции о назначении проверки, с отменой уведомлений – решений по налоговым делам.
Данным Определением ВАСУ отмечено следующее:
«Несоблюдение установленных статьями 75-81 Налогового кодекса Украины предписаний нарушает соответствующие гарантии защиты прав и интересов плательщика налогов и сборов, а следовательно, является нарушением субъективных прав последнего в административных правоотношениях.
Из системного анализа указанных норм Налогового кодекса Украины следует, что проведение, в частности, не выездной проверки как контрольного мероприятия предусматривает следующие этапы ее проведения: установление оснований для проведения проверки; принятие контролирующим органом решения о проведении проверки, которое оформляется приказом руководителя данного органа; изучение предоставленных налогоплательщиком документов и других материалов; оформление результатов проверки.
Реализация указанных этапов означает наличие налоговой проверки как юридического факта, на основании которого руководитель налогового органа может сделать вывод о наличии налогового правонарушения и вынести налоговое уведомление-решение».
Таким образом, с целью обеспечения надлежащей защиты своих прав, в случае назначения выездной документальной проверки плательщик налогов имеет право обжаловать соответствующие решения (в том числе приказы о назначении проверки), действия или бездействия контролирующего органа независимо от того, была ли фактически осуществлена такая проверка, даже после оформления ее результатов в виде соответствующего акта или справки.
По результатам рассмотрения соответствующих исков налогоплательщиков суды должны оценивать правомерность назначения и проведения проверки и соответственно, принять решение о правомерности или противоправности приказа о назначении проверки, или действий по ее проведению.