"Толкованием норм права можно заниматься при наличии правосознания, которое складывается на основе опыта, знаний, способности анализировать и критически противопоставлять словесные конструкции"
-Дмитрий «Источник Права»

✒ О запрете курения в помещениях ресторана и кафе

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий» № 4844 – VI от 24.05.2012 года (далее: Закон № 4844) внесены изменения в Закон Украины «О мерах о предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их негативного влияния на здоровье населения» № 2899-IV от 22.09.2005 года (далее: Закон № 2899),
Часть седьмая статьи 13 Закона № 2899 изложена в следующей редакции:
"Владелец, уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений или отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 процентов общей площади соответствующего сооружения или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить информацию, предусмотренную частью пятой настоящей статьи".
Статья 20 Закона № 2899 расширена двумя видами правонарушений:
- за размещение пепельниц или курение в помещениях заведений ресторанного хозяйства предусмотрена финансовая санкция от одной тысячи гривен до десяти тысяч гривен;
- за не отведение специальных мест для курения, не оборудование их вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, не размещения информации, предусмотренной частью пятой статьи 13 данного Закона, - предусмотрена финансовая санкция от одной тысячи гривен до десяти тысяч гривен.
Следует заметить, что Абзацем 11 части 2 ст. 20, как и п. 9 абзаца 2 ст. 13 Закона № 2899 запрещено курить именно в помещениях ресторанного хозяйства. Точное законодательное определение понятия «ресторанное хозяйство» отсутствует.
Пунктом 5 абзаца 1 статьеи 5 Закона Украины «О регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» № 1952-IV от 01.07.2004 г. установлено, что помещение – это часть внутреннего объема жилых домов, строений, квартир, ограниченное строительными элементами.
Абзацем 2 ч. 3 ст. 283 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что помещение может быть недвижимым имуществом. В данной статье не будем углубляться в изучение двух понятий, однако акцентируем внимание на то, что в соответствии с нормами Закона Украины «О регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений», Гражданского кодекса Украины и норм отраслевых подзаконных актов Украины, сроительный мусор, отдельные предметы, вещи, и иные итроительные элементы, могут быть признаны недвижимым имуществом на основании решений органов местной власти (на основании решения районного/гор совета, распоряжения местной администрации, с присвоением отдельного адреса), декларация инспекции ГАСК о готовности объекта к эксплуатации, что ранее влекло за собой изготовление соответствующего технического паспорта БТИ, свидетельства о праве собственности, или же на основании соответствующего решения суда.
Полагаем необходимым указать на содержание некоторых норм Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-VI от 17.02.2011 г., палатки, павильоны, навесы являются малыми архитектурными формами - т.е. небольшими сооружениями декоративного, вспомогательного или иного назначения, которые используются для улучшения эстетического вида общественных мест и городских объектов, организации пространства, и дополняет композицию домов, строений, их комплексов.
Частью 2 данного Закона установлено, что временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности - это одноэтажное сооружение, которое изготовляется из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента. Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение,- но не обязательно, для временного пребывания людей (павильон площадью не больше 30 квадратных метров по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.
Частью 3 статьи 28 Закона Украины № 3038-VI установлено, что размещение малых архитектурных форм осуществляется в соответствии с Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов». Размещение временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование государственной политики в сфере градостроения.
Пунктом 1 частью 1 статьи 1 Закона Украины «О защите прав потребителей» дано определение понятию «торговое помещение» - это имущественный комплекс, который занимает отдельное сооружение (офисное помещение) или который размещен в специально предназначенном или оборудованном для торговли сооружении, где субъект хозяйствования осуществляет деятельность по реализации товара.
Исходя из данного определения, торговое помещение обязательно должно быть имущественным комплексом, и в первом случае данный имущественный комплекс занимает отдельное сооружение (офисное помещение) - и ВСЕ (!), а во втором случае имущественный комплекс должен быть размещен в специально предназначенном и оборудованном для торговли сооружении, где осуществляется реализация товара. Как правило совокупность различных помещений может представлять собой имущественный комплекс, а вот в малой архитектурной форме точно не может быть размещен имущественный комплекс.
Вот Вам и обоснование того, что малая архитектурная форма, размещенная на земельном участке городского совета, которой не присвоен отдельный адрес, не введенная в эксплуатацию, на которую не имеются какие-либо правоустанавливающие документы,- не подпадает под определение «торговое помещение».
Кроме того, законодательно понятие имущественного комплекса не определено. Как правило во всех нормативных актах, за исключением Закона Украины «О защите прав потребителей» содержится понятие «целостный имущественный комплекс». Не стоит забывать о нормах Гражданского кодекса Украины, которыми установлено, что при отсутствии в нормативных актах точных определений следует руководствоваться обычаями делового оборота, правилами деловой практики и аналогией права. В нашем случае, для разъяснения исследуемого понятия необходимо применять аналогию права. Наиболее конкретное определение понятия «целостный имущественный комплекс» содержится в части 3 статьи 66 Хозяйственного кодекса Украины: «Целостный имущественный комплекс предприятия определяется как недвижимость и может быть объектом купли-продажи и иных соглашений, на условиях и в порядке, определенных этим Кодексом и законами, принятыми в соответствии с ним.
Указанное выше свидетельствует о том, что торговая площадка, размещенная предприятия на земле городского совета (которая не может быть продана предприятием, не принадлежит предприятию, не представляет собой недвижимость) не является имущественным комплексом!
Таким образом, временное сооружение не является помещением, недвижимым имуществом, имущественным комплексом и, следовательно, предприятие/ предприниматель, осуществляющие деятельность в ресторане/кафе… не могут быть оштрафованы за размещение пепельниц или курение во временном сооружении, даже если с исполнительным комитетом местного органа власти заключен договор аренды твердого покрытия.

                                                         Печать-Воин